IATF 16949 для автомобилестроения. Эффективное достижение целей для организации на основе международных стандартов менеджмента.
В настоящее время в планетарной экономике, когда даже континенты не являются границами цепи поставок при создании сложной продукции, организации различных отраслей экономики как для оптимизации в целом их систем управления (менеджмента), так и ее процессов для удовлетворения часто противоречивых (например, качество -«побольше», стоимость «поменьше») целей различных заинтересованных сторон применяют международные стандарты на системы менеджмента. В настоящее время наиболее распространенными являются такие стандарты как ISO9001 (по менеджменту для достижения целей качества), ISO 14001 (по менеджменту для целей экологии), ISO 45001 (для менеджмента безопасности труда). Это даже стало признаком хорошего тона при презентации организации для сотрудничества…
Таких универсальных стандартов по менеджменту как упомянутые выше для большинства высокотехнологичных отраслей экономики, как оказалось, не достаточно. В первую очередь к таким отраслям относится высоконкурентная промышленность – автомобилестроение, соответственно требования к системе менеджмента качества регулируются стандартом IATF 16949. Для этой и близких отраслей характерны требования существования – одновременное снижение цен при повышении качества продукции.
Попытаемся разобраться:
- рассмотрим ситуацию не замыленным глазом;
- будем «зрить в корень», т.е. побудем «родственником» Козьмы Пруткова
для того, чтобы понять в чем сущность применения стандартов по менеджменту качества и сильные и слабые стороны для достижении целей как потребителей, так и самой организации.
Для того, чтобы разобраться предварительно следует «договорится» о терминах и соответствующих определениях согласно словарей, начиная с таких как стандарт ISO 9000.
Во первых, под «результативностью» понимается степень достижения результатов, под «эффективностью» - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Во вторых, «риск» - это воздействие неопределенности на достижение целей (может быть как отрицательным, так и положительным), а под «успехом» понимается достижение цели, а «устойчивым успехом» является успех в определенный период времени.
Теперь необходимо пояснить, что такое стандарт по менеджменту. Стандарт – это оптимальным образом упорядочивание повторяющейся деятельности. Т.е. достижение цели при оптимальных затратах – см. термин -эффективность. Процессный подход представлен на рис. Указанная модель является основой ISO 9001. Следует отметить, что модель не содержит риски как элемент процесса.
Рис. 1
Сущность термина «проект» - это оптимальным образом упорядоченное использование сети процессов менеджмента организации для достижения целей в условиях неопределенности. Стандарт IATF 16949 предписывает использовать модель Кросби (автомобильный процессный подход) и проектный менеджмент. (см. например, рис.2).
Рассмотрим и сравним цели стандартов по менеджменту качества ISO 9001 и IATF 16949 для того, чтобы понять насколько и в какой исторический момент развития организации указанные стандарты полезны для достижения целей заинтересованных сторон.
Стандарт ISO 9001 (см. область применения) направлен на совершенствование системы менеджмента, во первых, для демонстрации соответствия, а во-вторых - для повышения удовлетворенности потребителей.
Целями стандарта IATF 16949 (см. раздел «цель») является:
-постоянное улучшение организации;
-предупреждение, а не контроль несоответствий в ее деятельности – т.е. управление на основе рисков;
-снижение вариации;
-снижение затрат в цепи поставок.
Сравнение вышеизложенных целей стандартов очевидно позволяет предпочесть на стратегическом уровне стандарт IATF 16949.
Рис. 2
Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время наиболее адекватной для успеха организации в планетарной конкуренции является применение таких передовых стандартов как IATF 16949.
Решение иметь устойчивый успех организации или нет за руководителями – лидерами!